Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Правильный выбор профессии

Дата: 7 января в 10:57

Выбор профессии, обеспечивающей материальный достаток, профессиональный рост и общественное признание – одна из важнейших задач и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительских наставлений, путем проб и ошибок. Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Поэтому важно подойти к этому выбору серьезно и ответственно.

Выбор будущей профессии – это выбор не за один день. И даже не за месяц. Бывают случаи, когда подросток с легкостью принимает решение, о котором в будущем не жалеет. Но чаще всего, профессиональное самоопределение – это долгий, трудоемкий путь, который не всегда реализуется успешно. На этом пути важно не совершать выбор в состоянии информационного хаоса, когда потоки знаний о том, как правильно выбирать профессию приводят молодого человека в состояние растерянности и неопределенности, когда знания есть, но как их применить на практике – большой вопрос.

Если вы понимаете, что время упущено, а сделать выбор надо как можно раньше, ведь не за горами конец учебного года, предлагаем вам ознакомиться с четырьмя этапами выбора профессии, которые помогут систематизировать имеющиеся профориентационные знания и структурировать алгоритм дальнейших действий.

1. Используйте профориентационный план

Прежде, чем вы с уверенностью скажете себе: «Я хочу быть юристом/врачом/парикмахером…», необходимо проделать объемную работу по изучению самого себя, мира профессий, рынка труда, теоретических основ правильного выбора профессии. В результате, это поможет вам осознанно и объективно выбрать именно ту профессию, которая будет приносить вам не только материальный достаток, но и моральное удовлетворение. Для этого предлагаем вам следующий план действий:

  • Изучите глубже самого себя. Разберитесь в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях. Для более объективной оценки можно обратиться за помощью к школьному психологу или профконсультанту. Подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям. Прочтите больше книг, статей, журналов на эту тему. Старайтесь максимально использовать все доступные источники информации.
  • Наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий. Изучите профессиограммы этих профессий.
  • Побеседуйте с представителями избираемых профессий. Постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомиться с характером и условиями труда. Продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и начинайте действовать.
  • Ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию. В этом вам помогут специальные справочники, средства массовой информации и посещение дней открытых дверей.
  • Сопоставьте свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали. Выбранная профессия должна соответствовать вашим личным качествам.
  • Приняв решение, не отступайте перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Для того, чтобы наиболее продуктивно реализовать профориентационный план, полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем вы можете посоветоваться, чтобы получить полезную информацию для планирования карьеры?

2. Руководствуйтесь основными принципами правильного выбора профессии

Принцип сознательности. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознающий:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть следующие усилия: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в дни открытых дверей, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития. Необходимо развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, речь) и профессионально важные черты характера (трудолюбие, работоспособность, добросовестность, прилежность, организованность, ответственность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, выдержка, настойчивость).

3. Избегайте типичных ошибок при выборе профессии

Ориентация на престижность профессии. Обычно в категорию престижных профессий попадают юристы, финансисты, маркетологи, банкиры, сфера шоу бизнеса и т.п. Бесспорно это хорошие профессии, но подходят они далеко не всем, и не стоит выбирать сферу будущей деятельности, опираясь исключительно на престижность. Существуют еще такие важные критерии, как востребованность на рынке труда, интерес к профессии, физические и умственные предрасположенности к той или иной профессиональной сфере.

Выбор под давлением окружающих. Обычно в роли окружающих оказываются родители, искренне и от всей души желающие пристроить своего любимого ребенка в наилучшую, на их взгляд, сферу деятельности. К сожалению, очень часто при этом не рассматриваются интересы, таланты, возможности и стремления самого ребенка, что приводит к ссорам в семьях или необходимости переучиваться и менять профессию впоследствии. Еще хуже, когда родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты молодости в ребенке. В таких случаях подростку необходимо научиться корректно отстаивать свою точку зрения, защищать свои интересы. Сложно учиться против воли, а работать еще сложнее.

Идти по стопам своего кумира. Классическая ошибка выбора профессии, когда увлеченность другим человеком (учитель, актер, певец и т.д.) предопределяет выбор сферы профессиональной деятельности. Если есть возможность, то стоит поговорить со своим кумиром, расспросить его о специфике работы, требованиях профессии к человеку. Необходимо узнать о профессии как можно больше, возможно она окажется не такой интересной и привлекательной, как казалась издалека. При этом необходимо здраво оценивать свои возможности, интересы и стремления.

Пойти учиться «за компанию». В случаях, когда определиться с поступлением в учебное заведение нужно срочно, старшеклассники часто выбирают профессию за компанию со школьными друзьями. Иногда такой вариант оказывается неплох, так как в уже сложившейся приятной компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и профессия понравится. Но, увы, намного чаще получается совсем по-другому.

Желание учиться только в определенном месте. Желание учиться в определенном колледже или вузе само по себе похвально, так как оно говорит о проявленном интересе и проведенном сборе информации. Другое дело, что в понравившемся учебном заведении может просто не оказаться подходящей и интересной программы обучения. Задумайтесь, стоит ли современное здание или наличие бассейна для обучающихся того, чтобы пойти учиться на неинтересную или далекую от желаемой специальность.

Отсутствие желания разобраться в себе. Фундаментальная ошибка выбора профессии, когда по тем или иным причинам человек отказывается разобраться в себе, выделить свои сильные и слабые стороны. В таком случае результат выбора, скорее всего, будет неудовлетворительным, сделанным без оглядки на объективную реальность, а работа не будет приносить радость и удовлетворение.

Неправильная оценка своих способностей. Неправильное оценивание своих сильных и слабых сторон может привести к ошибочному выбору профессии и, как следствие, к неудовлетворенности процессом трудовой деятельности, снижению качества жизни. Если вы неуверенно общаетесь с другими людьми и предпочитаете живому общению одиночество, то вряд ли стоит выбирать профессию журналиста или учителя.

Недооценка своих физических особенностей и состояния здоровья. В некоторых профессиях необходимо максимально здраво оценивать свои физические возможности и особенности. Например, военная сфера, служба в правоохранительных органах требуют идеального состояния здоровья и отличной физической подготовки. Авиация требует идеального зрения и быстрой реакции. Ко многим профессиям существует перечень определенных медицинских противопоказаний, которые обязательно нужно учитывать.

Привязанность к любимому школьному предмету. Профессий существует в разы больше, чем школьных предметов, к тому же многие специальности в своей деятельности охватывают множество направлений и соотносить их с конкретным предметом весьма затруднительно.

Незнание перспектив и требований рынка труда. Правильный выбор профессии, помимо всего прочего, предполагает учет ситуации на рынке труда региона проживания и перспектив его развития. При выборе профессионального пути однозначно необходимо анализировать СМИ с вакансиями, описанием профессий и аналитическими материалами о предполагаемых изменениях на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.

Ориентировка только на заработную плату. Плохой практикой при выборе профессии является опора исключительно на размер будущей заработной платы. Работа только ради денег приводит к быстрому эмоциональному выгоранию с непредсказуемыми последствиями.

Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь. Очень часто молодые люди выбирают профессию в пику негативным высказываниям родителей («Да ты считаешь с трудом, какой из тебя программист?», «Два слова связать не можешь, а хочешь журналистом стать!» и пр.). Иногда такие высказывания соответствуют действительности, но часто говорятся в порыве эмоций, чтобы уязвить человека. Выбор, совершаемый с целью доказать окружающим, что они были не правы, – это плохая идея, так как работать на нелюбимой или слишком сложной работе придется самому человеку, а не людям, которые высказывали сомнения.

4. Составьте личный профессиональный план

Личный профессиональный план должен обладать следующими характеристиками:

• определенность, ясность (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

• полнота (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т.п.);

• устойчивость (уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

• реалистичность (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

• логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

• моральная оправданность (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

• согласованность с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Человек», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ»;

• составить формулу интересующей профессии (если возникают трудности – обратиться за помощью к школьному психологу или профконсультанту);

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой (узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста);

• посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях, посетить дни открытых дверей.

Ваш личный профессиональный план:

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, личные качества, необходимые для обучения и работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.