Причины детского воровства
В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь учителей), но и со стороны одноклассников, чьи оценки постепенно становятся для ребенка более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие ребенка, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь всё зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение ребенок готов на многое, особенно тот, у которого не все благополучно дома. Если родители постоянно заняты, им нет дела до проблем и интересов ребенка, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то ребенок еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навык доверительного общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.
Условно можно выделить три причины детского воровства:
• Недостаток развития воли и нравственных представлений;
• Серьёзная психологическая неудовлетворенность ребенка;
• Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки своей совести.
Дети со слабо развитой волей и нравственными нормами не задумываются о последствиях своего воровства, они не могут поставить себя на место «жертвы», не представляют ее чувства. Пока их не призовут к ответу, они не понимают, что совершили нечто предосудительное.
Нередко подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет необходимо объяснять, что такое собственность, что без разрешения брать чужое нельзя, говорить о переживаниях человека, утратившего какую-то вещь. Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Если воровство было совершено, не оставляйте ребёнка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, пусть он радуется, что его родители в беде не бросили.
Детское воровство также может быть очень тревожным сигналом о наличии какой-либо физиологической зависимости.
Что предпринять?
В первую очередь необходима консультация детского врача-психиатра.
Клептомания – это симптом психического расстройства, патологическое влечение к воровству.
Причины детского воровства здесь перечислены далеко не все, ведь каждый случай требует индивидуального рассмотрения, возможно даже с помощью детского психолога. Однако всегда стоит помнить, что психология детского воровства напрямую связана с какими-либо нарушениями в отношениях родитель-ребенок.
Что делать, если ребёнок украл (для родителей)
• Правило 1: чётко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.
• Правило 2: рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
• Правило 3: удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: значит, я действительно такой!
• Правило 4: не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех.
• Правило 5: знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников).
• Правило 6: избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...".
• Правило 7: обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
• Правило 8: не возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего.
• Правило 9: по возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство.
Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.