Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПАМЯТКА для педагогов по профилактике вовлечения подростков в молодежные деструктивные субкультуры

Дата: 5 мая 2023 в 07:21, Обновлено 7 января в 11:41

Молодежная субкультура – это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные. Особого внимания со стороны органов системы профилактики требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Молодежные движения деструктивного характера – это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей.

Участников деструктивных объединений отличает:

-претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);

-уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных;

-убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);

-общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон);

-ослабление связей с родственниками, прежними друзьями;

-замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.

На данный момент наибольшее распространение получили следующие деструктивные субкультуры: Зацеперы, «АУЕ», «Беги и умри», «Поясни за шмот» (Кэжуал), Офники, Колумбайнеры, ЧВК «Редан» и другие.

Зацеперы – движение, пропагандирующее зацепинг, т.е. особый способ передвижения на железнодорожном транспорте, при котором человек цепляется за боковые или торцевые стороны вагонов или просто едет на крыше либо на элементах наружной арматуры подвижного состава. Данный способ проезда запрещён законодательством. При проезде снаружи поездов лица могут подвергаться риску травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети.

АУЕ – арестантское уркаганское единство, пропагандирует среди несовершеннолетних тюремные понятия, «воровской кодекс» со сбором денег на «общак» и определение смотрящих, романтизирует криминальный образа жизни.

«Беги и умри» движение родилось из игры, по условиям которой подросток должен пробежать перед автомобилем, движущимся на большой скорости. Подобный «подвиг» снимается на видео, которое впоследствии выкладывается в соответствующих Интернет - сообществах, собирая лайки.

«Поясни за шмот», «Кэжуал» – движение молодежи, пропагандирующее право его участников требовать у любого прохожего объяснить, по какому праву он надел ту или иную одежду (фирма, стиль, цвет, надписи и т.п.). Если одежда «поддельная» или ее владелец «не достоин» ее носить, участники движения могут избить ее владельца или унизить его иным способом.

Офники – околофутбольные фанаты. Не являясь футбольными болельщиками, устраивают «забивы» - договорные драки, которые снимают на видео, выкладывая его впоследствии в соответствующих Интернет - сообществах. Драки устраиваются в малолюдных местах, имеется предварительная договоренность о недопустимости обращения в полицию даже в случаях причинения серьезных травм.

Колумбайнеры – последователи учащихся школы «Колумбайн» штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, и видящие в таком насилии способ решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.). Движение, пропагандирующее стрельбу и насилие в школах, получило название скулшутинг.

ЧВК «Редан» молодежное движение (далее – Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла 22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя культура и атрибутика банды «Редан» из аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в социальной сети «ВКонтакте» связан с публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами. 

Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту» на сторонников ЧВК «Редан». 

Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание педагогов учреждений образования

1. Если учащийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде.  К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие: 

носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная – 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.;  

большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы; 

клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды; 

возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках – кисть, предплечье). 

2. Если учащийся на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:

выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «возьмите в семью», «как круто быть с вами» и т.п.;

заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;

в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/ или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;

в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;

сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»; 

подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию. 

Данный перечень молодежных движений деструктивной направленности не является исчерпывающим. Все они так или иначе пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и нравственность молодых людей.

При выявлении маркеров деструктивного поведения важно комплексно выстроить работу по оказанию социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи учащимся: 

сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности учащегося в субкультуру классному руководителю, педагогу-психологу, педагогу социальному учреждения образования;

проинформировать родителей (законных представителей) учащегося и выработать единую воспитательную стратегию;

проинформировать администрацию учреждения образования о необходимости применения к учащемуся комплексных мер профилактической работы.

В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям:

-усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных  и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации  и модернизации организаций  дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности;

-раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психологической помощи и социализации подростков; 

-правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;

-родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;

формирование благоприятного психологического климата в учреждениях образования, обеспечение педагогического и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов учащихся, а также межличностных конфликтов внутри коллектива.

Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также привлечение их к обучению и процессам медиации.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.